10/9 Дней/Ночей | 1 Участники | 82000 Бюджет поездки |
Предлагаю внимательной публике мой отчёт о скромном путешествии по великой сибирской реке Енисей, из которого я недавно вернулся. Даты 2-11 июля 2016, маршрут: Москва — Красноярск (2 дня) — на теплоходе по Енисею (3 суток 19 часов) — Дудинка (2 дня) — Москва. Цифры, вынесенные в заголовок серии, это значения градусов северной широты.
Почему именно Енисей?
Можно сказать, я ждал этой поездки 27 лет. Дело в том, что часть своего детства я провёл в заполярном городе Дудинка. Мой отец летал на вертолёте, мы всей семьёй жили там. Выезжали каждое лето «на материк» (как принято говорить на северах). Однако огромный пласт детский воспоминаний, переживаний, впечатлений связан непосредственно с этим суровым северным краем земли. Иногда говорят, что у северян особый характер. В какой-то мере я могу отнести это к себе.
Обстоятельства сложились так, что в 1989 году пришлось уехать оттуда навсегда. С тех пор Дудинка снится, особенно ближе к концу зимы, в феврале-марте. Снится порт, снится могучий Енисей, нефтебаза на краю города и расчудесное северное небо. Снится пустота между зданиями: та пустота, которая в обычных широтах заполнена деревьями. Снится северный бескрайний простор.
В этом году я дозрел до осознания, что могу просто так туда съездить. Конечно, детство ушло навсегда. Нет больше той жизни и тех людей. Однако магия места делает своё дело, и поездка уже стала казаться неизбежной. Не было причин отказывать самому себе, когда для этого есть возможности, а главное, место тянет к себе.
Теперь, что касается Красноярска и Енисея: ведь на Таймыр проще всего прилететь самолётом напрямую из Москвы. Но тут сказалась практичность («заодно») и интерес к исследованию родной страны. В Красноярске я никогда не был, на теплоходе по Енисею не ходил.
Окончательным аргументом в пользу путешествия на теплоходе стал вот этот подробнейший репортаж неизвестного мне человека, который (репортаж) случайно нашёлся в гугле во время поиска информации по Дудинке:
Итак — решено! Самолёт до Красноярска, теплоход от Красноярска до Дудинки, самолёт в Москву.
У теплоходной компании Красноярска есть свой сайт, можно ознакомиться с расписанием и заранее (лучше заранее!) купить билет. Я оплатил безналом, билет дожидался меня в их офисе, его я забрал накануне отплытия.
Ради ощущения, так сказать, связи времён для вылета из Москвы был выбран аэропорт «Внуково». Именно из него мы раньше летали в «Алыкель» (аэропорт Норильска): сначала на Ту-154, потом на Ил-86.
На фото, мы с братом (я постарше) в 1989 году, в последний раз летим на Север
Конечно, Внуково с тех времён кардинально изменилось, теперь это современный просторный аэропорт
Вместо волновавших детскую душу аэрофлотовских Ил-86, Ил-18, Ту-154 (я готовился, как мой папа, стать лётчиком!) теперь космополитичные Боинги
Взлетели. Солнце очень нехотя садится за горизонт: начало июля, светлое время в нашем полушарии
В Красноярск лететь трудно. Полёт 4 часа и разница во времени с Москвой тоже 4 часа. Обслуживание, ужин. В итоге спишь только 1 час и сразу оказываешься в утре следующего дня. В гостинице просто невозможно не продолжить сон.
Сзади сидел любопытный пацан. Наверное, также завороженно смотрел в окно и я когда-то
Подлетаем к Красноярску. Всюду туманы, очень красиво. Как-будто обычные перисто-кучевые облака просто легли на землю
Загородные дома (или дачи). Сразу бросается в глаза какая-то основательность, просторность. После дикой тесноты Москвы радует глаз
В аэропорту встретил сотрудник прокатной конторы, сдал мне заранее арендованный автомобиль. К слову, всегда в любой поездке стараюсь брать машину, потому что самому можно увидеть гораздо больше, чем если ездить по определённым маршрутам.
Рядом с основным красноярским аэропортом «Емельяново» есть уже закрытая «Черемшанка». Там полно техники: Ан-24, 26, 32, Л-410, Ми-8. Есть что-то уютное и простое: вместо супертехнологичности и индустриальности современных хабов просто пешком по лётному полю, в самолёт по стремяночке
На подъезде к Красноярску. Виден сибирский масштаб, расстояния до двух соседних крупных городов
Красноярская природа удивила. Поскольку никогда раньше тут не был, ожидал сплошную тайгу. А на деле первая ассоциация была «так это же Швейцария!» Горные склоны, поросшие лесом и травой, зелень разных оттенков.
Несколько фотографий Красноярска. Город весьма интересный. Радует архитектура новых зданий: по таким проектам не строят в центральной России. Очень приятно глазу
Караульная гора, с которой открывается вид на левобережную часть Красноярска. Каждый день в полдень стреляет пушка, как в Питере
Именно эта часовня (как и Коммунальный мост, а также плотина Красноярской ГЭС) изображена на десятирублёвой купюре
В центре есть интересный фонтан: скульптурная композиция, центром которой является Енисей, а по бокам его притоки-реки, выраженные фигурами девушек
Доминанта Красноярска, конечно, река Енисей. В этих местах ещё не такая широкая (хотя по европейским понятиям, весьма и весьма широкая)
У причала стоит теплоход «Александр Матросов», на котором мне предстоит пойти. На переднем плане знаменитый Коммунальный мост
Случайно подслушал разговор. Парни рассуждали о Сталине, о начале войны, об успехах нашей послевоенной науки. Широкий размах природы и такой же широкий полёт мысли
Вот здесь можно оценить енисейское течение. По первости, в купе с его шириной, производит впечатление
Достопримечательность, которую я обязательно хотел посетить, конечно Красноярская ГЭС. Вторая по установленной мощности в России, 11 в мире. Расположена она за (если ехать от Красноярска) городом Дивногорск. Ехать 40 километров по живописной дороге, которая временами совершенно неотличима от крымских серпантинов.
Где-то на полпути (у посёлка Слизнёво) есть оборудованная смотровая площадка. Несколько фотографий оттуда
Вечером на Енисей волнами спускаются туманы (тёплый летний воздух соприкасается с очень холодной водой)
Ближе к Дивногорску есть посёлок Усть-Мана, где река Мана впадает в Енисей. Местные жители, ничуть не смущаясь периодически моросящего дождя, расположились на абсолютно марсианском, каменистом береге, купались в ледяной воде
С детьми никто не носится, как у нас. Вяло зовут на берег, но те продолжают плескаться. Видимо, не болеют
Съехал на боковую улочку, увидел окошко с опознавательной системой типа «марксизм-ленинизм». Появилась хозяйка, поулыбались друг другу как понимающие тему
У местных развлечение: сплавляться по этой ледяной и неуютной Мане. Я простоял на берегу с полчаса, и мимо меня проплыло много замечательного народа. Дети, само собой, безо всякого сопровождения. Тут как-то проще
Естественно, этими раскладами я остался неудовлетворён. На правой стороне Енисея вплотную к ГЭС примыкают горы (метров до 300 над плотиной). Было принято решение форсировать непролазный лес и взять одну из высот, откуда спокойно пофотографировать всё это великолепие.
На машине нужно заехать в дачный посёлок (он виден на гуглокартах). Далее по тропинке вверх. Тропинка постепенно теряется, поэтому последний перепад высот (метров 200) нужно бежать (не идти) по кустарнику по пояс-грудь и через сплошной валежник (это достаточно крутой склон горы). Почему бежать? — Потому что комары величиной с фалангу пальца моментально облепляют тебя всего и наносят весьма болезненные укусы. Пару раз пришлось останавливаться, чтобы завязать шнурки, и не скажу, что стоять в этом лесу уютно. Конечно, всё это касается неподготовленных персон, вроде меня, на которых из одежды одни лёгкие треники и футболка без рукавов.
Вот примерная насекомая плотность тех мест
Однако его ещё предстоит найти: как я говорил, тропинки нет, а когда выходишь на хребет, видишь только стену леса, которая спускается перед тобой вниз, а где-то вдалеке и внизу шум ГЭС. Это видовое место открывается не сразу. Пришлось побродить по тропе (чьей — не знаю, но в одном месте сильно пахло животным, как в цирке или зоопарке, а на листве была чья-то пена из слюны)
Вечерело, спустился вниз. К ГЭС идёт автомобильная дорога. Доезжаем до запрещающего знака, оставляем машину и спускаемся к берегу. Вдоль реки можно подойти поближе
По мере приближения нарастает инфернальный гул тысяч тонн воды, одновременно падающих на лопасти турбины. Мощща!
Ну, а теперь пару слов об уникальном судоподъёмном устройстве (почитать кратко тут:
Расположен на левом берегу
Видно поворотное устройство. Подъёмник съезжает со своего постамента, поворачивается на 90 градусов, принимает судно как сухой док и далее едет вниз вместе с судном
И теперь несколько фотографий непосредственно из-под (!) самого судоподъёмника. Я рискнул пройти через приоткрытую калитку охраняемой зоны, и не прогадал
Одним словом — техника!
От восхождения наверх меня остановил шум подъехавшего автобуса и лай собак. Они были с другой стороны устройства, и мне удалось незаметно ретироваться.
Несколько фотографий вечернего Дивногорска. Тут Енисей совсем узкий.
Этот акведук был построен для железной дороги во время строительства ГЭС. Сейчас по нему проложены трубы водопровода
И теперь пару капель о грустном, с целью предостережения таких же спонтанных покорителей лесов, как и я.
В местных лесах полно клещей. Одного я снял, будучи на вершине. Двух других уже вечером в номере. Правила работы с клещами и последующие действия кратко и доступно собраны здесь:
Наутро я поехал в клинику, где мне вкололи дозу иммуноглобулина против энцефалита. Потом отвёз клещей на анализ. Оказалось, что заражены боррелиозом и ещё какой-то гадостью. Взял курс антибиотиков, пришлось пить две недели. Ещё теперь предстоят анализы крови и, возможно, визиты к врачу.
Удовольствие не из дешёвых — только иммуноглобулин стоит 8000 рублей. Поэтому по возможности правильно одевайтесь и делайте прививки!
На второй день пребывания в Красноярске решил посетить главную природную достопримечательность — Столбы.
Этот заповедник начинается на окраине города. Имеет площадь 47 тысяч гектар. Интересен в первую своими скалами.
Я оставил машину возле главного входа (ориентир — ул. Свердловская, 140) и пошёл в сторону кордонов. Идти 7 километров и чуть вверх (пару сотен метров). Асфальтовая дорога. Есть обустроенные места стоянки, информационные стенды. В-общем, весьма комфортно. Как бы музей под открытым небом
Скалолазы тренируются
Очень душевно получилось!
Отселе, в думу погружен, Глядел на грозный пламень он.
А фото - классные!