3/2 Дней/Ночей | 1 Участники |
Этап I. Хакассия. 3-5 августа 2018
Эне-Сай
Эне-Сайым, Саян-Таңдым,
Ахоой! Ахоой!
Эрте шагдан чуртум чүве,
Ээй!
Ахоой! Ахоой!
Эриг, хоюг сыгыт-хөөмей,
Ахоой! Ахоой!
Эгиир шагдан ырым чүве,
Ээй!
Ахоой! Ахоой!
Оой!
Каргырааны? Өгбелери
Ахоой! Ахоой!
Хая-дашче хуулза-даа.
Ахоой! Ахоой!
Кадыг сеткил уярадыр
Ахоой! Ахоой!
Каргыраалаар төлдер бис-ле.
Ээй!
Ахоой! Ахоой!
Хөөмей-сыгыт өгбелери
Ахоой! Ахоой!
Көшке-даштар апарза-даа
Ээй!
Ахоой! Ахоой!
Хөрек-чүрээм куюмналдыр
Ахоой! Ахоой!
Хөөмейлээр төлдер бис-ле,
Ээй!
Ахоой! Ахоой!
Оой!
Эне-Сайым, Саян-Таңдым,
Ахоой! Ахоой!
Эрте шагдан чуртум чүве,
Ээй!
Ахоой! Ахоой!
Эриг, хоюг сыгыт-хөөмей,
Ахоой! Ахоой!
Эгиир шагдан ырым чүве,
Ээй!
Ахоой! Ахоой!
…А жена у меня отличная. Каждый год отпускает меня на все 4 стороны. Договорились ещё в начале отношений: раз в год я еду на неделю или больше куда угодно.
Я выбирал между поездкой в Гималаи и на Енисей. В Гималаи ехать в поход вокруг Аннапурны. На Енисей южнее Красноярска: в прошлый раз я прошёл от Дивногорска до Дудинки.
Обычно выбираю это своё самостоятельное путешествие заранее. К Новому году или чуть позже покупаются билеты, не спеша продумывается маршрут. В этот раз не получилось, годовое расписание поездок сбилось из-за форс-мажора, сорвалась поездка в Китай… С одной стороны, у меня оказалось свободное время, а в руках свободные деньги. С другой, выбор не был сделан.
Закрываешь глаза. Что перед собой видишь? Безумно глубокое синее небо Непала или загадочно-изумрудные берега мощного холодного Енисея?
На Гималаи смотришь своим воображением. А Енисей смотрит на тебя сам. Зовёт. Туда и еду, решено.
***
Что для меня Енисей? Помню себя мелким пацаном, лет 4, может 5. С жутким любопытством рассматриваю карту СССР. За окном таймырская вьюжка, март, сквозь ледяную пелену снежинок бьёт светом чистое молодое солнце. Я живу в середине этой огромной страны, на берегу реки, которая течёт снизу вверх. Делит страну пополам. Просыпается улиткой где-то в загадочной стране Монголии, потом вьётся двумя рукавами между гор, сливается в один поток и чертит путь на север. Наблюдаю её с холма, на котором стоит наш дом. Не шутка: в районе Дудинки Енисей 5 километров шириной.
Я смотрел и смотрел на эту монгольскую улитку. Откуда выходят такие мощные воды? Как они появляются? Что там, в этих коричнево-красных горах на карте? Почему он начинается чуть-чуть за границей? Там почти нет городов, там неведомый край нашей необъятной страны. Тайное место, откуда течёт река.
Я в детстве очень любил карты. Всё, что за горизонтом, безумно интересно. Мир требует быть познанным, узнанным, пройденным. Енисей смотрел на меня долго, ждал, пока я обустраивался в московских катакомбах. Я из своих, был представлен в детстве. У меня бессрочное приглашение. Моя улитка меня дождалась.
***
Маршрут был такой: Хакасия — парк Ергаки — Тува (Кызыл) — Красноярск и территория вдоль Енисея на север, до Енисейска.
Последний отрезок уже был пройден по воде. Воображение дорисовывало жизнь там, за холмами берегов, за лесами, за портовыми кранами. Хотелось посмотреть теперь с другой стороны, проехать, остановиться и зафиксировать течение реки.
Хакасия — это, конечно, Саяно-Шушенская ГЭС. Специально предварительно не интересовался, что там есть ещё. Как обычно бывает, наметил несколько достойных мест на карте. Если успею — проеду.
Ергаки попались случайно. Вообще никогда раньше не слышал этого названия. Как обычно бывает, сидел пропадал на wikimapia.org, оценивал, как дорога из Хакасии в Туву и что там можно посмотреть. Наткнулся на описание, посмотрел фотографии и решил, что там я буду обязательно.
Тува. Горловое пение, степи, граница с Монголией. Опять же, не знал, что там ещё и географический центр Азии. Ровно в том месте, где два Енисея — Большой и Малый — сливаются в один настоящий. Но по многочисленным отзывам в сети, место опасное. Преступность. Все в один голос пишут, что действительно могут зарезать. Пришлось поумерить свои аппетиты, скорее съездить на разведку. Был выделен один день.
Поездка началась с большого подарка. Рейс Москва — Абакан в 0:15. Покупал, имея ввиду, что это будет ночь с пятницы на субботу. Оказалось — купил на пятницу 0:15, то есть это ночь с четверга на пятницу. Хорошо, за 4 дня до вылета полез посмотреть детали поездки ещё раз. Уладил дела на работе. Летим!
В Шереметьево открыли новый терминал В. Отличный! Консоль выходит максимально близко к ВВП, идеально для споттинга. Но в этот раз ночь, довольствуемся догоранием летнего московского заката.
Сажусь в скотско тесный аэрофлотовский 737, взлетаем. Над Москвой ясно
Лететь на восток России трудно. Длительность полёта 4 часа, разница во времени тоже 4 часа. Ворочаясь, засыпаешься в неудобных креслах, через 2,5 часа все уже начинают суетиться, за окном настоящее утро и впереди длиннющий день.
Подлетаем. Хакасия — бескрайняя степь. Не наша, не воронежская, с перелесками. Просто гладкие холмы. Необычно
Аэропорт Абакана — какая-то жуть из далёкого прошлого. Единственное, что хорошо — выходишь пешком и через 10 минут уже идёшь в черте города. До гостиницы с моей нагрузкой (большой туристический рюкзак сзади и лёгкий спереди) — часа полтора. На карте приметил туристический магазин, нужно купить нож, газ для горелки.
В жилом массиве вдруг неожиданно памятник Маленькому принцу
Заселяюсь в гостиницу «Дружба». Центр, но место, мягко говоря, для аскетичных людей. Совсем убитый старый отель. Например, в моём номере дверь не запиралась никак: замка не было, защёлки тоже. Подул ветер — дверь нараспашку. Пришлось подпирать изнутри рюкзаком. Вид из окна
Абакан — это страшная дыра. Лица у города нет совсем. Какие-то улицы, какие-то кварталы, в-основном частная застройка и старые бараки. Странно, с чем это связано? Ведь ВОВ сюда не дошла. Я не интересовался
После такого неудобного перелёта намеревался поспать. Но что-то облачка начали расходиться, выглядывать солнышко. Подогнали заранее заказанную машину. Я на колёсах, где-то совсем недалеко Саяно-Шушенская. Ну не спать же, в самом деле! Вот так, прямо с утра открывается второе дыхание (надо сказать, хватило до поздней ночи). Едем!
Всегда в новых городах сначала проезжаю железнодорожный вокзал. Страна связана железными дорогами, это всегда интересно. Сам вокзал, как и весь город, ни о чём. Но на пути был встречен раритет — Владимир Ленин модели 60
Ну ладно, выезжаю на Саяногорскую трассу и мчу смотреть самую мощную российскую ГЭС. На карте это просто дорога. Через 10 километров свернуть влево, ехать прямо до самых предгорий. На местности это что-то очень необычное. Степь. Такого я не ожидал. Думал, будет просто тайга
Тоже нежданчик. Это оказался Саяногорский алюминиевый, одно из крупнейших алюминиевых предприятий.
Уже скоро Саяногорск. Появляются горы. Настоящие, большие. Величину гор чувствуешь, несмотря ни на какое расстояние и дымку. Большие горы нельзя спутать с близкими холмами
А что я ещё люблю с детства, кроме рек и карт? Большие промышленные предприятия. Это особого рода музыка, сила человека, воплощённая в металле и бетоне. Короче, на Саяногорский комбинат никак нельзя не заехать. Поворачиваю направо, время есть
Шумит, немного пыхтит. Алюминиевое производство не такое колоссальное, как чёрной металлургии, но тут потребляются невероятные объёмы электричества. Этот завод на пару с другим, Хакасским алюминиевым, съедает до 2/3 выработки СШГЭС!
Очень необычная транспортная система. Из Саяногорска к заводу идёт совершенно независимая железнодорожная ветка, по которой ходит «электричка» — тяни-толкай из двух тепловозов и нескольких вагонов. Тут всё необычно!
Вышел, позагорал. С утра прилетал — было 14. А сейчас, пожалуй, все +27 и солнышко.
Еду дальше. Миную Саяногорск — чистый, просторный городок. ГЭС всё ближе, теперь дорога начинает петлять вдоль гористого енисейского берега
На самом деле, это система из двух ГЭС — старшая Саяно-Шушенская и младшая Майнская. Она выполняет функцию контррегулятора для старшей. Через её плотину проходит дорога. Останавливаюсь, наблюдаю эту красоту:
Рядом фотографируется свадьба. Пятница.
Преодолеваю последние 12 километров, и наконец — она, Саяно-Шушенская! Пока кручусь с фототехникой, догоняет свадьба с Майнской
Это тут устроена смотровая площадка с памятником строителям СШГЭС. Дальше ходу нет, пропускной режим. К большому сожалению, сделано всё это действительно далеко от самой плотины, целых полтора километра. Поэтому мощь станции не воспринимается так, как возле Красноярской: у той плотина более низкая, но можно подойти на 500 метров, и слышен гул.
Огромная плотина Саяно-Шушенской (242 м!) стоит вдалеке, где-то там. Но зато памятник строителям удался на славу!
Вот тот машинный зал, события в котором мы все обсуждали несколько лет назад. Всё в прошлом, никаких напоминаний не видно. Мощность этого предприятия — как у нескольких газовых или угольных ГРЭС. Сила!
Насмотрелся, нафотографировался. Всё, могу теперь говорить: побывал на Саяно-Шушенской. Лучшее время для съёмок плотины, очевидно, утро. Во второй половине дня она в тени
«Сооружение позволит осуществить дополнительный пропуск расходов до 4000 куб. м/сек (основный пропуск расходов осуществляется через эксплуатационный водосброс и водопропускные тракты гидроагрегатов) и, тем самым, снизить нагрузку на эксплуатационный водосброс станции и обеспечить щадящий режим в водобойном колодце. Пусковой комплекс (первая очередь) берегового водосброса, включающий входной оголовок, правый безнапорный туннель, пятиступенчатый перепад и отводящий канал, позволяет осуществить дополнительный пропуск расходов объемом до 2000 куб. м/сек.»
Фантастические цифры!
В городке Черёмушки, который сразу ниже по течению, есть мост на ту сторону. Проехал, посмотрел, есть ли в горах дорожка, по которой можно забежать на гребень горы и пофотографировать ГЭС с высоты. Дорожка в лесу закончилась ничем, преодолел метров 50 наверх и бросил это дело.
Везде каменные пляжи
Местечко очень напомнило один пляж севернее Ришикеша, в индийских Гималаях. Сравните Енисей:
Похоже, нет?
Ну что-то общее есть. Настало время рулить обратно. «Хорошо бы перекусить» — подумал я. И действительно, я же не ел с самой Москвы! Только бутылочку воды выпил. У меня в поездках есть привычка: не чувствовать голода. Но надо! Без сна и ещё без еды я долго не протяну.
Между Черёмушками и Саяногорском есть милая база отдыха, при ней кафе. Заказал какую-то рыбу (Максим, пардонь — не помню, но было весьма вкусно). Видок на реку:
Пока ехал «туда», приметил возле Майнской ГЭС приличную горку, с которой, должно быть, открываются хорошие виды. На обратном пути остановился и полез наверх. Метров 200, деревьев на склонах мало. Можно насладиться видами. Вот Енисей течёт из Саян в сторону бесконечных хакасских степей:
Выходишь на гребень горки — открывается вид на горную перспективу. Красиво, чёрт! Где-то на твоём уровне летают, клекотая, орлы
Какие-то горные цветочки. Собрал фотобукет и выслал жене с дочкой (разные букеты, естественно!). Одобрили подношение
Прикинул, что закат буду снимать в степи. Должно быть красиво. Потом сообразил — завод! Трубы, степь, солнце на ясном небе. Должно что-то получиться. Подъезжаю к заводу. По степи ползут трубы отопления: видимо, от заводской ТЭЦ питается и город
И вот вся эта степь с горами неподалёку величественно, степенно, начинает подниматься к солнцу. Быстро спадает жара, откуда-то появляются комары. Краски начинают меняться с каждой минутой. Ставлю машину на обочине и начинаю ловить кадры. Солнце вправо, я вправо и влево, задним ходом и на первой передаче вперёд метров 200, чтобы поймать нужную композицию. Опытами в целом удовлетворён
Обратно мчу через степь в сторону Абакана, ночь падает очень быстро. На Саяногорской трассе есть памятник арбузу — в Хакасии ведь растут арбузы (Сибирь!), но на хороший кадр уже не успел, темно. Едешь, и страшновато с непривычки. Слишком маленький человек по сравнению с такими голыми перспективами. Только насекомые, летящие неизвестно куда, залепляют лобовое стекло и фары. В городе пришлось нарочно остановиться, чтобы хорошо протереть стёкла.
***
Убитый незаметной усталостью, проспал в гостинице 11 часов. Впереди, благодаря моей «ошибке» с билетами, один незапланированный день в Хакасии! Надо посмотреть вокруг. Как я сказал выше, Абакан место абсолютно непримечательное, поэтому было решено двигать в соседний Минусинск. Так интересно: столица Хакасии, а переезжаешь за реку, и уже Красноярский край! Минусинск относится именно к нему.
Город достаточно большой. Въезжаешь в новую часть — тут дома-дома-дома. Потом начинается старая часть, и там сохранилось достаточно много строений, воздвигнутых ещё до Революции. Интересные каменные постройки. Если бы не тотальная запущенность, Минусинск можно было смело рекомендовать для архитектурного туризма на день!
На площади у Горсовета Ильич стоит в шапке. Он тут недалеко, в Шушенском, проводил время в своей ссылке. Тут же написал свой первый серьёзный труд — «Развитие капитализма в России». Считается, что за время ссылки выписал себе абсолютно всю доступную на то время в России статистическую и экономическую литературу. Так что ссылка ссылкой, а кроме охоты, можно заняться и серьёзными делами!
Быстренько нашёл супермаркет (в столичном Абакане их на удивление почти нет) и основательно затарился перед походом в Ергаки. Нужен подход с умом: питание на 4 суток, но так, чтобы нести на себе только то, что действительно нужно.
В супермаркете нашлось политическое мороженое:
Затарился. Время ещё есть. На карте приметил интересное местечко — село Советская Хакасия. Это километров в 50 севернее Абакана, рядом 200-метровые холмы, с которых должно быть неплохо видно Красноярское водохранилище. Оно, устроенное на Енисее, начинается здесь и вливается непосредственно в тоннели Красноярской ГЭС, в 350 километрах ниже по течению. Поехали!
***
Трасса на Красноярск идёт через бескрайние огромные степи, сложенные в ленивые, перетекающие в друг друга волны гигантского юпитерианского океана. Едешь и поражаешься оттенкам жёлтого, зелёного и синего. Цвета перетекают друг в друга, сиреневые полевые цветы сливаются в пёстрые ручьи. Необычное чувство, как бегал когда-то в детстве по лугу. Теперь летишь на автомобиле и радуешься, как ребёнок. Дорога чистая: нет камер, почти нет попутных и встречных машин. Подумалось ещё, как они тут зимой? Наверное, степные ветры заливают эту двухполосную трассу снегом. Наверное, часто какая-нибудь фура сбивается с пути и улетает с асфальта…
Сворачиваю с дороги и еду 12 километров вправо, к водохранилищу. Давно застывшая магма медленно спускает путника к зеркалу воды
Советская Хакасия — большое, но сонное село. В Сибири крупные дворы, и от домов до дороги далеко. У каждого дома свалка брёвен: готовятся на зиму.
По центральной улице ходят степенные говяды
До самого водохранилища и небольшого хребта, который к нему примыкает, надо проехать ещё несколько километров по пыльной грунтовке. Наконец, вот она, возвышенность, и можно стартовать вверх за красивыми кадрами
Горка снизу кажется весьма плавной. а на деле местами пришлось цепляться за склоны руками — подъём весьма крутой. В итоге нашёл площадочку метрах в 150-170 над уровнем воды. Внизу, у воды, несколько туристических стоянок. Водичка так себе, уже цветёт, но иногда дети плещутся
Текёт мощный Енисей, сильный Енисей. Крутит колёса одной ГЭС, крутит колёса другой. Потом выходит между двух каменистых холмов, вздыхает полной грудью, ложится на спину и смотрит-любуется синим-синим бездонным-бездонным небом. Плыть ему не скоро, а только 350 километров до следующей большой работы, следующего человечьего колеса с электрическим мотором. Смотрит Енисей в небо, да поёт тихую песню. Почти не слышно эту песню, а если только застыть и прислушаться, то слышна тишина глубокая, а где-то под ней, под тишиной, где-то в самой глубине и та песня поётся. Всмотришься-всмотришься в степь, в небо, да и начинаешь понимать её. И уже не можешь с места сдвинуться, заворожённый стоишь и льёшь невидимые слёзы: так прекрасно тут!
Но всё преходит, солнце клонится за грозовую тучу, и надо выехать из пыльной степи, пока не ливануло. Надо спускаться
Вот на заднем плане та горка, куда я забирался. А на переднем — могила двух мужиков. Не знаю обстоятельств той смерти.
Едешь через степь, прыгают под колёса суслики. Нырьк в норы, и не видать! А этот один смелый, попозировал мне немного
Дорога в обратном направлении. Степь теперь не играет красками, нахмурилась и приготовилась к грозе: уже громыхает, уже встаёт заревом множества молний, которые пробивают пустоту впереди
На обочине купил у мужика местный арбуз. Весьма неплохой. Сибирь действительно производит свои арбузы!
Наутро выписался из гостиницы — теперь общий вес рюкзаков 24 кило. Ну, не мало, но и немного на 4 дня лазать по горам, подумалось мне…
Сдал бричку на вокзале и пошёл договариваться с местными вокзальными таксёрами. Ситуация с транспортом там следующая.
Природный парк Ергаки расположен ровно посередине между Абаканом и Кызылом. По трассе ходит три автобуса в день, но все в неудобное для меня время. Ещё с вокзала ходят тувинские маршрутки. Подхожу к ним: да, поедем, но когда наберётся народ. А когда, может, поезд какой придёт? — Не знают. А во сколько обычно трогаются из Абакана? — Не отвечают. Короче, эти качели в пень, теряю драгоценное время, которое лучше провести в горах.
Местные офигевшие таксёры заряжают 5000 рублей за 220 километров пути. Молча вызываю Яндекс. Такси, там цена 3100. Идёт. Приезжает жутко говорливый мужик на праворульной Nissan Tiida (в Сибири большинство машин праворульные), рассказывает мне, как ездил всей семьёй на Байкал, на Ольхон. Рассказывает про местную жизнь, про опасных тувинцев. По дороге по личной воле завозит на смотровую площадочку, там вид на теряющееся в дымке Шушенское и громаду Саян за ним.
Хороший мужик, нормальный. Только не пристёгивается. Как я увидел, в Сибири вообще не принято пристёгиваться в машине. Да, для нас уже странно. У них ещё нормально…
Итак, 3 часа пути, и мы подъезжаем к Ергакам. Продолжение в следующей части моего рассказа!